|
В 1978 году в Тольятти свое автородео показывали чешские гонщики. Несколько вазовских водителей-испытателей полюбовались этим зрелищем и полюбопытствовали затем у чехов: почему на двух колесах они ездят на «Москвичах», а «Жигули» используют лишь в скоростных трюках? «Да на ваших «Жигулях» такая мягкая подвеска, что их практически невозможно поставить на два колеса», — отвечали чехи.
«А вот это мы еще посмотрим», — решили наши парни и взялись за дело. Руководителем и главной движущей силой будущих автокаскадеров стал мастер спорта международного класса по автоспорту Александр Долбиш. Он организовал на автозаводе первую секцию автотрюкачей, «выбил» у руководства несколько автомобилей. Первые тренировки проходили на вертолетной площадке АВТОВАЗа...
За два месяца наши каскадеры поставили «Жигули» на два колеса. Дебютное выступление новоиспеченной шоу-группы состоялось на стадионе «Торпедо» в перерыве футбольного матча. А потом начались гастроли по городам СССР.
Уже в 1980 году появилась вторая группа каскадеров, а год спустя на автозаводе была организована лаборатория специальных испытаний и технической рекламы. Дело было поставлено на широкую ногу: «Автородео» выступало только на «Жигулях», рекламируя продукцию АВТОВАЗа. Первый выезд за границу состоялся в 1986 году — наши парни показали свои трюки на международной выставке в Канаде. Эффект был настолько сильным, что гонщикам предложили выступить в Бельгии перед стартом этапа «Формулы-1». Регламент был жестким: получасовая программа прямо на гоночной трассе, которую нужно было отработать секунда в секунду. Наши ребята с задачей справились.
Потом были Польша, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Китай, Италия, Египт, Арабские Эмираты... Все хотели увидеть тольяттинское автородео. В 1989 году ребята привезли приз за самое оригинальное и зрелищное шоу из Варшавы с фестиваля лучших каскадеров Европы.
Во времена «дикой приватизации» у каскадеров начались проблемы. Была у них база на улице Спортивной — модуль, который строили сами на заработанные на гастролях деньги, их оттуда выжили. Там расположилась фирма, торгующая иномарками. Знаменитая шоу-группа оказалась никому не нужна, в том числе и АВТОВАЗу. Сегодня звезды 80-х держат автомобили где придется. Но своему увлечению все равно остаются верны.
Вадим Зайнутдинов, участвующий в «Автородео» с 1980 года, сегодня вместе с женой Татьяной выступает в основном за границей по приглашениям. Трюки они выполняют на тех машинах, которые предоставляют им зарубежные партнеры.
Сегодня в арсенале гонщиков около сорока трюков. Вадим рассказал о самых эффектных, когда автомобиль летит через два горящих кольца или когда гонщик стоит на крыше автомобиля, который мчится со скоростью 120 километров в час, и прыгает через два горящих кольца, раздвинутых почти на 30 метров...
А для знаменитой «стойки» на двух колесах водителю приходится закачивать колеса до шести-восьми атмосфер (стандартная закачка — около двух). А вообще, уверяют гонщики, «жигулевские» колеса выдерживают десять атмосфер — уже проверено. Ну а дальше — газ, руль и мастерство водителя, умение держать баланс.
Для родео удобнее всего вазовская «классика» с задним приводом.
Мы поинтересовались у Вадима, каждому ли по силам освоить такие трюки?
— С одной стороны, было бы желание — и научишься, но на практике все выходит по-другому, — ответил он. — Когда-то давно в секцию на «Торпедо» ходили 300 человек, но остались из них только 13. Были и бывшие спортсмены, но не каждому дано освоить ту же езду на двух колесах.
Зрители, кстати, здорово воспринимают, когда автомобиль встает на два колеса и вдруг переворачивается на крышу. Столько восторга, может быть, думают, что все так и было задумано. Еще у нас есть такое правило: если трюк по каким-то причинам не получается, то мы повторяем его до тех пор, пока не сделаем...
Поделиться в Facebook
|