Некоторые «забугорные» сайты опубликовали информацию о первом серийном советском гоночном автомобиле ГАЗ ГЛ-1, который назвали Tank-Like (подобный танку). Вот и я подумал, что грех нам не полистать страницы собственной истории, чтобы вспомнить и рассказать о нем всем…
Казалось бы, кому нужен был этот автомотоспорт в годы индустриализации, коллективизации и прочей -зации, в годы ежовщины, бериевщины и других -щин, когда миллионы советских людей получали билет в один конец Сибири, а многие просто пулю в лоб. Оказывается, все было очень просто. Этому виду спорта отводилась роль подготовки военных водителей. Но ввиду того, что спортивные автомобили строились лишь в небольших мастерских в единичных экземплярах, их, конечно же, было недостаточно. Возможно, так все и продолжалось бы, если бы не случай.
В мае 1938 года едва не произошла катастрофа мирового масштаба: на километровой гонке в Москве со стартом с ходу Михаил Громов на подаренном ему в США автомобиле "Корд-812", не отличавшимся какими-либо отличиями от заводского, едва не побил рекорд СССР, развив скорость в 141,565 км/ч. Герою-летчику очень повезло, что он не дотянул до рекорда, хотя и совсем чуть-чуть. Кто знает, был бы он героем вообще, и летчиком в частности, случись такой казус?
На мировой арене Советский Союз итак смотрелся, мягко говоря, неказисто, а позволить заграничной технике править бал внутри нашей необъятной Родины... Политбюро такой пощечины стерпеть не могло. Угрозу, как всегда, устранили просто. Нет машины - нет проблемы, и специальным указом было запрещено использовать зарубежную технику в соревнованиях. Но, как говорится, нет худа без добра. Тут же партия велела взяться за создание такого автомобиля на заводах. Вот и появилась группа инженеров на Горьковском Автомобильном Заводе, под руководством Евгения Агитова, которая создала ГАЗ ГЛ-1.
Первый автомобиль был создан на базе ГАЗ-М1, серийно выпускавшимся с 1935 года, бывший практически копией американского Ford-V8-40 1933 года. Однако выпуск Фордовского V-образника газовцы освоить так и не смогли, и "Эмка" комплектовалась рядным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 3285 см. куб., мощность 50 л.с. при 2800 об./мин., но тоже с американскими корнями - его прообразом была силовая установка Ford-BB. Для ГЛ-1 двигатель был основательно переработан: с увеличенной степенью сжатия, экспериментальной головкой блока цилиндров с увеличенными диаметрами клапанов, выдавал уже 65 л.с. при 3200 об./мин. "Вытащить" больше с мотора ГАЗ-М1 не удавалось никому ни до, ни после Евгения Агитова. Масса ГАЗ-ГЛ1 составляла 1000 кг.
В октябре 1938 г. испытатель А. Ф. Николаев достиг на ГАЗ-ГЛ1 средней скорости 147,84 км/ч на дистанции 1 км с хода. Но уже в 1940 году на серийном ГАЗ-11-73 с новым рядным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11 объемом 3485 см. куб. удалось достичь скорость в 140,077 км/ч. Вывод напрашивался сам собой: необходима модернизация автомобиля, что и было сделано. ГАЗ-ГЛ1 приобрел новую силовую установку ГАЗ-11, форсированную до 100 л.с. при 3600 об./мин.
Но возникли другие трудности: во-первых мотор сильно грелся, а, во-вторых, аэродинамика так же требовала улучшений. Обтекаемые колпак над головой водителя, новая облицовка радиатора, аэродинамические колпаки колес позволили несколько улучшить обтекаемость машины, но масса возросла до 1100 кг. Максимальная скорость, которую удалось выжать из модифицированного ГАЗ-ГЛ1 - 161,87 км/ч. Это был самый быстрый автомобиль в Советском Союзе. К слову, за границей еще 10 лет назад был побит порог в 350 км/ч. Возможно, результат удалось бы улучшить, но в 1941 году началась война. Готовые автомобили были порезаны, а начатый третий вариант был уничтожен во время бомбежки.